Балашова Кристина Владимировна

Консультация для воспитателей " Организация плоскостного конструирования с младшими дошкольниками"

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛОСКОСТНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Плоскостное конструирование - это обучение детей построению различных изображений на плоскости из геометрических фигур, счетных палочек и т.д. Такая деятельность позволяет развивать у детей математическое мышление, комбинаторику, развивает фантазию и творчество, подводит детей к построению схем, планов и чертежей. Более сложный вид конструирования, требует зрительного навыка, знание формы и размера, различия геометрических фигур.

Основной формой обучения детей плоскостному конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: наблюдение натурального объекта или изображения силуэта (предмета, животного или птицы), показ и анализ образца, объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки, предмета, постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера.

На каждом занятии используются эти методы в различных сочетаниях. Подбор их определяет форму организации конструктивной деятельности на занятии: конструирование по образцу, конструирование по замыслу, по теме, по условиям. И использование того или иного метода обучения обуславливается, во-первых, задачами обучения, во-вторых, опытом детей, их конструктивными умениями.

Показ и анализ образца, выполнение воспитателем всех действий изготовления конструкции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования и моделирования или когда они впервые выполняют задание и способы действий им незнакомы.

Пояснения, вопросы воспитателя используются наряду с наглядными методами. Детей учат конструировать по определенному плану. Воспитатель продумывает вопросы для беседы о предмете во время его рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности его в определенной последовательности. Причем, продуманная последовательность вопросов и выделение существенных признаков должны быть в работе с детьми каждой возрастной группы.

После накопления детьми определенных конструктивных умений, воспитатель может использовать такие методы обучения, которые будут способствовать развитию активности, самостоятельности детей и их творчества. К ним относятся постановка перед детьми задач, требующих самостоятельных конструктивных решений. С этой целью организуется конструирование по условиям. Например, выложить силуэт предмета по схеме, по уменьшенной схеме, или по нерасчлененной схеме, т.е. по силуэту.

Плоскостное конструирование- это обучение детей построению различных изображений на плоскости из геометрических фигур. Такая деятельность позволяет развивать у детей математическое мышление, комбинаторику, развивает фантазию и творчество, подводит детей к построению схем, планов и чертежей.

Данная работа начинается с младшего дошкольного возраста. Работа носит характер своеобразных игр, занимательных упражнений.

Например, воспитатель знакомит детей с геометрическими фигурами, рассматривает кубики, обводит их грани, вырезает получившиеся геометрические фигуры, сличает их с объемными фигурами, уточняет количество граней. Например: кубик 1, а граней у него - много, все одинаковые -квадратные.

Из геометрических фигур малыши строят простейшие изображения. Например: коврик, чередуя фигуры по цвету, форме, величине. Несложные предметы: домики, животные, транспорт. Сначала они строят по образцу воспитателя, а затем по своему замыслу

Интересно проходят игры по плоскостному конструированию с использованием специально подготовленных пособий. Например: самые простые расчлененные схемы, конкретизированные цветом.

Дети отбирают геометрические фигуры и накладывают их на изображение. Задания можно варьировать, например, - отбирать формы определенного цвета, либо заменить цвета. Эти карты можно использовать для фундаментального конструирования, когда малышам предлагается выкладывать картинки не из геометрических фигур, а из деталей конструктора.

Работая с детьми в средней группе, продолжается данная работа. Интересно проходят игры по конструированию несложных изображений по расчлененным уменьшенным схемам.

Геометрические формы предлагаются детям мелкие и, используя схемы в качестве образцов, дети собирают изображение на столе.

В данном возрасте уже начинается опыт детей к самостоятельному построению схем на занятиях конструирования из объемных фигур.

Например: если сложить простейшие изображения на листе бумаги из квадратов. Треугольников и других 2-3-х элементов (елочка, домик)

И обвести их фломастером, а затем снять фигурки с листа получиться простейшая контурная схема. Которая будет своеобразным пособием по плоскостному моделированию.

В течении года детям предлагается различные изображения предметов, декоративных узоров, сюжетов из мелких геометрических фигур. Для этого используются фланелеграфы и магнитные полоски и плоскостная мозаика.

Сначала дается изображение в натуральную величину, и ребенок выкладывает детали в пределе конкретных изображений, но эти схемы могут быть и уменьшены, и тогда дети строят изображение на столе по образцу.

Также для плоскостного конструирования могут быт использованы счетные палочки. Счётные палочки – незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Очень похоже конструирование из палочек на составление фигур из простых спичек. 
Следующий вид плоскостного конструирования - игра “Танграм” - одна из несложных математических игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм. Каждому ребёнку дается конверт с 7 танами и лист картона, на котором они выкладывают картинку с образца. Используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети составляют очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Игра интересна и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
На первом этапе освоения игры “Танграм” проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.
Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам. 
Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и её частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении.
Итак, содержание работы на втором этапе развертывания игр: это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей.
Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде таблицы на листе бумаги такой же по размеру фигуры-силуэта, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях анализ и проверку воссозданного изображения с образцом. 
Третий этап освоения игры – это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных. Это доступно детям 6-7 лет при условии обучения. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу.
Следующий вид плоскостного конструирования – выкладывание рисунка из геометрических фигур. Ребёнку предлагается набор геометрических фигур, из которых он в начале по образцу, а затем самостоятельно выкладывает определённую картину.
В своей группе можно организовать конструирование из сухих листьев, которые с удовольствием в летний период заготовят дети.
Выкладывание фигур из пуговиц – ещё один вид плоскостного конструирования. К сбору различной фактуры пуговиц можно привлечь родителей, а дети останутся довольны!
Во время летнего отдыха на берегу реки можно насобирать много речных камушков, из которых тоже могут получиться интересные картины.
Вывод: все формы конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста имеют большое значение в подготовке детей к школе, развитию у них мышления, памяти, воображения, способности к самостоятельной поисковой и творческой деятельности.

26 марта 2019 в 14:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.