Балашова Кристина Владимировна
Консультация для воспитателей " Организация плоскостного конструирования с младшими дошкольниками"
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛОСКОСТНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ Плоскостное конструирование - это обучение детей построению различных изображений на плоскости из геометрических фигур, счетных палочек и т.д. Такая деятельность позволяет развивать у детей математическое мышление, комбинаторику, развивает фантазию и творчество, подводит детей к построению схем, планов и чертежей. Более сложный вид конструирования, требует зрительного навыка, знание формы и размера, различия геометрических фигур. Основной формой обучения детей плоскостному конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: наблюдение натурального объекта или изображения силуэта (предмета, животного или птицы), показ и анализ образца, объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки, предмета, постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера. На каждом занятии используются эти методы в различных сочетаниях. Подбор их определяет форму организации конструктивной деятельности на занятии: конструирование по образцу, конструирование по замыслу, по теме, по условиям. И использование того или иного метода обучения обуславливается, во-первых, задачами обучения, во-вторых, опытом детей, их конструктивными умениями. Показ и анализ образца, выполнение воспитателем всех действий изготовления конструкции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования и моделирования или когда они впервые выполняют задание и способы действий им незнакомы. Пояснения, вопросы воспитателя используются наряду с наглядными методами. Детей учат конструировать по определенному плану. Воспитатель продумывает вопросы для беседы о предмете во время его рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности его в определенной последовательности. Причем, продуманная последовательность вопросов и выделение существенных признаков должны быть в работе с детьми каждой возрастной группы. После накопления детьми определенных конструктивных умений, воспитатель может использовать такие методы обучения, которые будут способствовать развитию активности, самостоятельности детей и их творчества. К ним относятся постановка перед детьми задач, требующих самостоятельных конструктивных решений. С этой целью организуется конструирование по условиям. Например, выложить силуэт предмета по схеме, по уменьшенной схеме, или по нерасчлененной схеме, т.е. по силуэту. Плоскостное конструирование- это обучение детей построению различных изображений на плоскости из геометрических фигур. Такая деятельность позволяет развивать у детей математическое мышление, комбинаторику, развивает фантазию и творчество, подводит детей к построению схем, планов и чертежей. Данная работа начинается с младшего дошкольного возраста. Работа носит характер своеобразных игр, занимательных упражнений. Например, воспитатель знакомит детей с геометрическими фигурами, рассматривает кубики, обводит их грани, вырезает получившиеся геометрические фигуры, сличает их с объемными фигурами, уточняет количество граней. Например: кубик 1, а граней у него - много, все одинаковые -квадратные. Из геометрических фигур малыши строят простейшие изображения. Например: коврик, чередуя фигуры по цвету, форме, величине. Несложные предметы: домики, животные, транспорт. Сначала они строят по образцу воспитателя, а затем по своему замыслу Интересно проходят игры по плоскостному конструированию с использованием специально подготовленных пособий. Например: самые простые расчлененные схемы, конкретизированные цветом. Дети отбирают геометрические фигуры и накладывают их на изображение. Задания можно варьировать, например, - отбирать формы определенного цвета, либо заменить цвета. Эти карты можно использовать для фундаментального конструирования, когда малышам предлагается выкладывать картинки не из геометрических фигур, а из деталей конструктора. Работая с детьми в средней группе, продолжается данная работа. Интересно проходят игры по конструированию несложных изображений по расчлененным уменьшенным схемам. Геометрические формы предлагаются детям мелкие и, используя схемы в качестве образцов, дети собирают изображение на столе. В данном возрасте уже начинается опыт детей к самостоятельному построению схем на занятиях конструирования из объемных фигур. Например: если сложить простейшие изображения на листе бумаги из квадратов. Треугольников и других 2-3-х элементов (елочка, домик) И обвести их фломастером, а затем снять фигурки с листа получиться простейшая контурная схема. Которая будет своеобразным пособием по плоскостному моделированию. В течении года детям предлагается различные изображения предметов, декоративных узоров, сюжетов из мелких геометрических фигур. Для этого используются фланелеграфы и магнитные полоски и плоскостная мозаика. Сначала дается изображение в натуральную величину, и ребенок выкладывает детали в пределе конкретных изображений, но эти схемы могут быть и уменьшены, и тогда дети строят изображение на столе по образцу. Также для плоскостного конструирования могут быт использованы счетные палочки. Счётные палочки – незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
26 марта 2019 в 14:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.